Введение
О родовых тамгах
Важную роль в жизни башкирских племен играла родовая символика: тамга, птица, дерево, боевой клич — оран (оран), которые возникли в недрах родового строя и символизировали единство рода и племени. К сожалению, по мере распада родовой организации многие атрибуты оказались утраченными.
Тамга - знак родовой принадлежности у тюркских народов, передающийся по наследству. Они использовались для таврения скота, бортевых деревьев, межевых знаков, а также подписания официальных документов. Родовые тамги были устойчивы и, передаваясь из поколения в поколение, сохраняли начертание древней основы. Происхождение тамг до сих пор до конца не выяснено.
Основная часть.
1.Родовые подразделения с.Лагерево
Наша деревня являлась основной деревней башкир рода Тырнаклы Айлинского племенного объединения. Помимо деревни Лагерево в род Тырнаклы относились следующие населенные пункты: Шаряк, Яун, Старо – Мухамет, Ново – Мухамет (Сыуаш аул), Ибрай (Сонка), Анзяк (Ельгилде), Юкалекуль, Сагирово. Эти населенные пункты сегодня расположены в Салаватском и Кигинском районах нашей республики.
В деревне Лагерево население делилось на три родовых подразделения: аймак, ара. Башкир, которые проживали в южной части, называли Туктахындар. Название это происходит от имени Туктахын. Он является зачинателем этого рода. Средняя часть деревни – это Миместар /немцы/. Происхождение названия этого ара очень интересная. В 18 веке велись исследовательские работы о возможности строительства плотины, водохранилища и завода по переработке руды на берегу Ая. Немецкие ученые исследовали две горы – Кустартау и Офейголак. Исследовательские работы велись долго, в течение нескольких лет. Местный народ – мусульмане не взлюбили неверных, всячески мешали им работать. Чтобы поручиться поддержкой старшины Ибрая, немцы выдали молодую немецкую красавицу за него замуж. Ибрай женился и, говорят, даже крестился. Народ не простил ему этого и прогнал из деревни. Поселился Ибрай рядом с деревней Сонка, которая впоследствии стала называться Ибрай. Теперь это земля Кигинского района, все еще существует деревня Ибрай. Позже Ибрай раскаялся, вернулся в исламскую религию и в родную деревню. Люди прозвали потомков Ибрая – миместар /немцы/, по национальности молодой жены его. У Ибрая было 6 сыновей: Хамит, Валит, Нигматулла, Муртаза, Яуыл и Кинья. Последние двое остались в д.Ибрай. Потомков Яуыла и Киньи называют также Миместар.
Людей, которую поселяют северную часть деревни, называют Хулымдар. Отчего так названы этот род неизвестно.
2. Родовые тамги рода Тырнаклы
Мы попробовали исследовать тамги башкир рода Тырнаклы. В нашей деревне существовало три основные тамги. У каждого ара была своя тамга. Например, у Туктахындар- это (вилы), у Миместар- (наковальня) , а у Хулымбар - (стремя).
Наши предки в 18 веке предоставляли в аренду свои земли пришлому населению. В историческом архиве Уфы хранятся документы, потверждающие эти сделки. Населенные пункты Месягутово, Озеро, Сикияз, Рухтино, Душанбика, Нижние Киги, Вакияр, Еланлино, Лаклы, Турналы, Мещегарово, Шарипово, Семериковка, Кадырово находятся на вотчинных землях нашего рода. Так вот на этих документах многие наши предки приложили свои тамги в качестве подписи. Некоторые башкиры были грамотными, они ставили подписи на арабском языке. Например, Гузаир Гадулгафаров был грамотным, а его родной брат Габдулфаиз нет.
Изучив эти документы мы пришли к выводу о том, что представители одного ара ставили одни и те же тамги. Но в некоторых случаях они немножко отличались от основной тамги. Например, у Гайсы Васкина и его сыновей Габдрашита и Габбаса была одна тамга - (вилы). А вот у сыновей Габдрашита Гашима и Ибрагима разновидность основной тамги - . У Габдусаляма Гайсина и его сына Кидраса другой вариант - .
У жителей д.Шаряково Файзуллы Сайфуллина, Арслангалея Хикматуллина и др., которые ставили свои тамги в документе, который датируется 11 июнем 1880 года, тамга такая же т.е. - . Исследовав родословную этих людей доказали, что они являются потомками Гусмана Васкина. Гусман и Гайса являются родными братьями. Гусман в своё время заселился в Шаряково.
У моих предков тамга имела следующий вид- . Мы назвали его наковальня, по-башкирски 8андал. Эту тамгу ставили сыновья моего предка в 7 поколении Ибрая Кинья, Явул, Нигматулла и мой предок в 6 поколении Хамит. По данным ревизии 1811 и 1816 годов Хамит был на должности юртового сотника. Внук Нигматуллы Ибатулла ставил разновидность этой тамги- .В том же документе 1880 года разновидности нашей тамги у жителей д.Сагирово Кигинского района Багаутдина и Сейфутдина Мухамедьяровых .
Очень интересный момент у Сагыра Утяшева родовая тамга точно такая же. Сагыра Салават называл своим дядей, т.е. очень близким человеком. Доверил ему свое письмо, который написал родным из Уфимской тюрьмы. Можно предположить, что Сагыр был родом из Лагерево. При дальнейшем исследовании вопроса можно подтвердить слова Радика Вахитова. Он в своей книге «Шежере Салавата» говорит, что мать Салавата Кунсылу родилась в д.Лагерево.
У представителей Хулымдар тамга имела вот такой вид- (стремя). У этой тамги также были разновидности: . В вышеназванном документе 1880 года жители д.Ибрай Идрис Тугузаков, Сахаутдин Мухутдинов, Миндибай Кызынбаев, житель д.Юкаликуль Шихмухамет Зиннуров поставили разновидности этой тамги. Отсюда можно сделать вывод, что они близкие родственники.
Хотел бы остановиться родовой тамге Яуна Чувашева, юртовой старшины, полковника, командира отряда 184 тырнаклинцев, которые активно учавствовали в Пугачевском восстании. Он со своим отрядом находился в войске Салавата Юлаева. Его родной брат Хасан Чувашев также служил юртовым старшиной в конце 18 века, а его сын Амангильды Хасанов был помощником кантонного начальника. Их родовая тамга имела следующий вид- (кирпич).
После подавления восстания были допрошены шестеро лагеревцев: Габбас Гайсин, Тюлькубай Ишимов, Филут Абдуллин, Магаш Абдракаев, Унгар Кучкильдин.Они таже ставили свои тамги в протоколах допроса.
Заключение и выводы
Конечно, эту тему нужно изучать и изучать. В будущем, я думаю, мы это продолжим.
Исходя из сказанного, можно сделать некоторые выводы.
1. Представители одного ара имели одну и ту же тамгу.
2. Последующие поколения вносили некоторые изменения в родовую тамгу, но основная тамга сохранялась. Добавлялся один штрих или изображение переворачивалась, поворачивалась на несколько градусов.
3. По родовым тамгам можно проследить родство жителей нескольких деревень.
4. Родовые тамги помогают в составлении родословной.
5. Родовые тамги использовались вплоть до конца 19 – начала 20 века.
6. Изучение родовых тамог может помочь в доказательстве исторических фактов.
Использованная литература:
1. Материалы ЦГИА.
2. Крестьянская война 1773-1775 г.г. на территории Башкирии. Сборник документов. Башк. книжное издательство, 1975 г.
3. (йлел9р. %ф5, 2007 й.
4. Р.Вахитов. Шэжере Салавата. 2008г.
5. А.Асфандияров. История сел и деревень Башкортостана. Кн.9.