|
Экскурсия по историческим местам с.ЛагеревоЭкскурсия по историческим местам села Лагерево Разработали Ситдиков Айнур, Каримова Гульдария, Садыкова Луиза- ученики 9 класса. Руководитель Ситдиков Р.Д. Цели и задачи: 1.Развитие любви к Родине, к истории, языку, литературе и культуре башкирского народа. 2.Развитие чувства дружбы, взаимопонимания, уважения к представителям других наций и народностей республики и России. 3.Приобретение новых знаний по истории Башкортостана, истории Отечества. 4.Ознакомление с историей происхождения названия села Лагерево,участия башкир – тырнаклинцев в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева 5.Ознакомление с населением Лагерево, историей происхождения топонимов родного края, знаменитыми личностями села. 6.Совершение конной прогулки – экскурсии по живописным местам села. Оборудование. 1.Карта местности. Компас. Бинокли. 2.Кухонные принадлежности: ведра, котлы, топорики. 3.Аптечка. Мобильные телефоны. Фотоаппарат, видеокамера. 4.Необходимый запас продуктов.
Нет, я родился не у трех берез- В горах, где реки пенятся, блистая. В любом краю России на вопрос, Откуда я, отвечу: -Я – с Башкортостана! Я рос – мой мир со мною вместе рос, Входили в сердце истины простые. В любом краю планеты на вопрос, Откуда я, отвечу: - Из Лагерево! Здравствуйте, дорогие гости! Ассалям-алейкум! Мы рады встретить Вас на славной земле национального героя башкирского народа Салавата Юлаева! Сегодня мы вас ознакомим с памятными местами нашего села. Начнем экскурсию с центра с. Лагерево, у памятника павшим героям Великой Отечественной войны и, объехав село, вернемся в исходную точку. Мы с вами посетим Олоташ , гору Кустартау, Офейколак, полюбуемся красавицей рекой Ай, увидим наши прекрасные озера, услышим много интересных историй. Наша экскурсия продлится 4 часа, с перерывом на обед на одном из самых живописных мест нашего края - на берегу р.Ай. Издревле самым верным другом башкир являлись кони. Поэтому мы предлагаем вам конную экскурсию. Какая прелесть в хороший летний день проехаться на мягких тарантасах, запряженных башкирскими лошадьми, по райским местам нашего края. Во время экскурсии просьба слушаться наших инструкторов- возчиков и все будет хорошо. Желаем Вам приятно провести ближайшие часы вашего отдыха! 1. Первый объект нашей экскурсии – памятник павшим героям Великой Отечественной войны. 430 молодых и отважных башкирских и русских парней и девушек из Лагеревского и Куркинского сельсоветов защищали свою Родину от немецко - фашистских захватчиков. 180 из них полегли на полях сражений, многие вернулись ранеными. Сегодня в живых осталось всего 3 ветерана- участника Великой Отечественной войны. Башкиры плечом к плечу с русскими народом и представителями других народов встали стеной против врага. На фронте крепла дружба, братство народов России. 450 лет назад башкиры осознали, что только в союзе с русским народом они смогут избавиться от опустошительных набегов недружественных соседей, порабощения и уничтожения. Став подданными Русского государства, башкиры оказались естественными защитниками его восточных рубежей и, переведенные впоследствии в военное сословие, прославились как отважные, на редкость выносливые воины. Еще в ополчении Минина и Пожарского они участвовали в изгнании иноземцев из Москвы, с Петром I осаждали Азов, проявили доблесть в Северной войне со шведами и Семилетней войне с Пруссией, подкрепляя дружбу с русским народом братством по оружию. Торжествуя победу над захватнической армией Наполеона, башкирские полки в составе российских войск побывали в Париже. Истоки нынешней дружбы народов не только в общих победах , но и в общих бедах , поднимавших угнетенных на борьбу с угнетателями. Когда разразилась Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, под его знамя встали все народы Урала и Поволжья. Тогда–то стал символом своей нации Салават Юлаев, поэт и полководец, верный сподвижник Пугачева, возведенный мужицким «царем» в чин бригадира. Салават не мыслил свободы без дружбы народов… Давно Москва, мой голос дружбы слыша, Откликнулась, исполненная сил. И русский брат – что есть на свете выше!- С моей судьбой свою соединил. Мы, молодое поколение должны достойно продолжить святые традиции наших предков. 2. Семья дорогая , родные мои, Широкие дали родимой земли, Неужто покинуть мне вас суждено? Следующим объектом является вот этот камень, лежащий на въезде в село. Народ называет его Олоташ,что в переводе на русский будет Большой Камень. По преданиям, он хранит в себе историю восстания башкир под предводительством Карасакала. По призыву Карасакала в стан восставших примкнули и наши предки. После подавления восстания по этой дороге гнали мятежных башкир в Сибирь, на каторгу. На этом месте башкиры пытались убежать от конвоиров. Между ними произошла схватка. Многие погибли. И мертвых и живых закопали в яму и придавили этим камнем. «Кровь людская текла рекою»,- говорили старики. 3.Лагерево - мой край родной, Горжусь и радуюсь тобой! Твои долины и поля - Все это ты, любимая земля. Наше село расположено на правом берегу р. Ай. Окружают его красивые березовые леса, горы, долины. Почему же село называется Лагерево? После того, как Пугачев вернул Салавата, присвоив ему чин полковника, в родные места для сбора войска из башкир, он прибыл на берег реки Ай у нашей деревни. Встал он лагерем на этом месте. И начал стекаться народ к Салавату. Потом Салават пошел вниз по течению реки, собрал большое войско и двинулся в сторону г. Красноуфимска. После этого наши предки назвали свой аул Лагерево (Лагыр). 4.Когда же целовались , как два брата, С могучим Пугачевым Салават, В твоей душе, что дружбою богата, Прибавилось любви, мой русский брат. Чтоб летать орлами в высях, Чтобы плавать рыбой в реках, Чтоб скакать оленем степью- Мы такой желаем доли! С ратью Пугачёва слившись… Мы находимся на дороге, которая ведет в наше село и , которая проходит по подножия крутой горы ?ф8й5ола5. На русский язык переводится, как Горное ухо. Одно предание бытует в народе, связанное с Крестьянским восстанием и этой горой. Во время восстания родился младенец. Его в колыбели повесили на ветку дерева на этой горе и оставили. Родители спрятались от карателей в лесу. Когда через сутки вернулись, мальчишка был живой. Его назвали Яубатыром. В книге А.Асфандиярова приводится тот факт, что в 1816 году в д. Лагерево проживал башкир Яубатыр. Он и был тем самым мальчиком…Потомки Яубатыра и сегодня проживают в деревне. 5.Я с размаха запускал стрелу, Тетиву упругую натянув. Я с врагами с молодости бился, На слово доверяясь Пугачу. Ай, Урал, ты, мой Урал. Великан седой ,Урал! Головой под облака Поднялся ты, мой Урал! Моя песня о тебе, О любви моей к тебе. Перед нами высится гора Кустартау. Происхождение названия этой горы также связано с историческими событиями. Царское правительство в 1675 году запретило башкирам содержать кузницы, производить оружие и порох. Но башкиры тайком продолжали заниматься кустарным ремеслом. Часто помогали в этом им соседи – русские кузнецы. Происхождение названия этой горы связано с этими событиями. Согласно легенде, на вершине горы в густом лесу один башкир содержал кузницу, изготовлял оружие и порох. Народ прозвал его Кустарь хазрет. Из этого можно предположить, что этот башкир занимался кустарным ремеслом, к тому же был еще и грамотным. Также известно, что здесь в 18 веке работала экспедиция немецких исследователей. Они жили у подножия этой горы и исследовали возможность строительства плотины между г. Кустар и г. Офэйколак. Исследования производились в течение длительного времени, поэтому немцы привезли свои семьи, держали скотину. Старшина тырнаклинцев (наш род называется Тырнаклы) Ибрай принял христианскую религию, женился на дочке одного из немецких учёных. Башкиры, истинные мусульмане, разгневались на Ибрая и изгнали его из деревни. Напали на немцев, разорили их лагерь, свиней бросили и утопили в близлежащем озере. Озеро с тех пор называется Сус5абат5ан к9л (озеро, где утонули свиньи). Ибрай переселился на окраину деревни Со65а. Его род разросся и позже эта деревня стала называться Ибрай. Ибрай раскаялся и вернулся в исламскую религию, ему разрешили жить в деревне Лагерево. Башкир средней части деревни называют мимест8р (немцы). Старые люди говорили, что это было связано с национальностью молодой жены Ибрая. 6.Там, где ястреб не летает, На заре пробьется сокол. Лучше, чем нужда в неволе, Смерть со славою высокой! Дорогие экскурсанты! Мы переходим реку Ай по броду около д. Яун Кигинского района. Эта деревня исторически относится к нашему роду. Основоположником деревни является Яун Чувашбаев (Чувашев). Во время Крестьянской войны 173- 7.Я с коня подолгу не слезал, Возле Ая лето летовал. А врага, что выходил навстречу, Я в овец покорных превращал. Следующим объектом нашего внимания является деревня Старо-Мухаметово. С этой деревней связаны несколько исторических событий. Первопоселенец деревни Мухамет Куселяков был выходцем из нашей деревни. В начале 1740 года в деревне Старо-Мухаметово башкиры провозгласили Минлигула Юлаева, известного под прозвищем Карасакал, своим ханом. Юрматынский башкир в своем веку повидал многое, был в плену, участвовал в башкирских воостаниях. За это ему вырвали ноздри, отрезали уши. Чтобы скрыть все это, он отрастил густую чёрную бороду, за что и получил своё прозвище . Карасакал возглавил восстание башкир 1740 года. Вторая история связана с именем самого Мухамета. Салават, которого держали в Уфимской тюрьме, написал письмо землякам. Передал он своё письмо через солдата Якима Чудинова Мухамету, который в это время находился в Уфе. Но тот по каким- то причинам отдал послание Салавата русским солдатам. Таким образом, Мухамет вошел в историю. 8.Милая моя земля, Реки сладкие , поля, Березняк и чернотал, В небо вздыбленный Урал,- Я одну мечту таю: Родину воспеть мою. Уважаемые гости, мы находимся на живописнейших местах нашего края. Озеро, которое мы видим перед собою, и, которое расположено на севере от д. Лагерево, называется%ара2айлы к9л (Сосновое озеро). Раньше на берегу этого озера росли вековые сосны. В трудные годы войны сосны срубили на дрова, но название озера сохранилось. Озеро соединяется с рекой узким искусственным каналом, который люди называют Исм82ил йыр2ана2ы (Канал Исмагила). Ветеран войны Исмагил бабай Юмадилов был искусным охотником и рыболовом. Вот он и прорыл этот канал. Весной, когда в озере кончается кислород, рыбы задыхаются. Благодаря этому каналу, рыбы получают кислород, ну а в период весеннего половодья они спасаются в водах озера. 9.Тот, кто сердцем слит с народом, Тот, кто кров свой защищает, Своего коня седлает, В бой бросается бесстрашно, Тот батыром быть достоин, Тот лишь край свой украшает. Эту остановку мы называем И1ке Йорт (Старый Двор). Это место святое для лагеревцев, потому что здесь раньше жили наши предки. Деревня называлась Вас5ын, по имени первопоселенца. Именно сюда, после того, как был объявлен башкирским ханом, прибыл Карасакал с 20 всадниками. Здесь его ждали 200 башкир, которые были настроены против него. Пламенная речь, отвага Карасакала, позволили ему склонить в свою сторону большинство из них. Народ пошел за своим ханом. К тому же в деревне Васкына В 1735- Земли башкир рода Тырнаклы простирались с д.Урмансы до с.Месягутово с юга на север, с р.Юрюзань до р.Киги с запада на восток. На этих обширных просторах наши предки вели полукочевой образ жизни. Зиму проводили в Лагерево, а с ранней весны до поздней осени находились в яйляу ( в летовке). Первым пунктом летовки были пастбища на северо-западе от села. Называли башкиры место первой стоянки Я02ы Йорт(Весенний Двор). Название д. Язги-Юрт как раз и происходит от этого. По мере истощения запасов травы переходили из одного места в другую. Башкиры в основном разводили лошадей, овец, реже - коров. 10.Не забыть мне свой родной Урал, Родники его, простор живой. Дух цветочный голову кружит мне, Звук курая, соловьиная трель. Следующим объектом нашей экскурсии является Ер8нат2ул (Лощина Рыжего Коня). Давным-давно на берегах среднеазиатских рек Амударья и Сырдарья жило племя кочевников. В один день исчезли табун лошадей и красавица дочка вождя племени. На поиски отправились два сына вождя Имса и Тумса. Долго ехали они по следам лошадей. И дошли они до Уральских гор. Места эти были очень красивы и богаты. Лошадей они нашли вот на этом месте. Вожаком табуна был Ер8н Ай2ыр (Рыжий Жеребец), который сохранил табун в целости. Нашлась и сестрица- красавица. Пришлись по душе эти места братьям. Вернувшись, они рассказали об этом дивном крае своим сородичам и решило племя переселяться на эти края… Один брат положил начало роду Мурзалар, а другой – Тырнаклы. А лощину назвали в честь вожака табуна Ер8н Ай2ыр 5улы (Лощина Рыжего Жеребца). Впоследствии оно превратилось в Ер8нат2ул (Лощина Рыжей Лошади). 11.Вижу горы – исполины, Вижу реки и поля, Это – башкирские картины, Это Лагеревская земля! Вижу башкирское приволье, Вижу степи, тополя. Это – наше раздолье. Это – башкирская земля! Вот и подходит к концу наша экскурсия . Перед нами село Лагерево, но уже с другой точки зрения. Я надеюсь, что по другому увидели его и вы, мои дорогие гости. После того, как совершили это незабываемое путешествие по памятным местам нашего края! Вы воочию убедились как прекрасна наша Родина, как богата её история, как целебен её воздух, как красивы её реки, горы, лощины, долины. Родина наша подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни, без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево и связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши отцы и деды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в удивительных песнях и преданиях. Это славные имена полководцев, сэсэнов и батыров за правое дело. Человеку важно знать свои корни – вода и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет моя земля и легче будет почувствовать назначение и степень человека в жизни. Дорогие гости! Вы увидели только малую часть родины великого Салавата. Мы предлагаем совершить экскурсии по нашему району, который носит имя легендарного героя башкирского народа. Природа нашего района очень красива, история моего народа богата и интересна, земляки мои – искренни и гостеприимны. В ходе экскурсии мы узнали и выявили: 1.Прежнее местоположение с. Лагерево было в местности Иске Йорт. 2.Прежнее название села – Васкино (от антропонима Васкын). 3.Васкын – историческая личность. Имя Васкына и его сына Гайсы (Асы) упоминается в связи с событиями башкирского восстания 1739- 4. В период с 1740 по 1775 год, деревня, изменив название, заняла нынешнее месторасположение. 5.Есть две версии происхождения названия деревни Лагерево. 6.По историческим документам установлено, что в Крестьянской войне 1773- 7.Жители Лагерево были разделены на 3 аймака: южная част |
Календарь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||