Пятница, 18.10.2019, 02:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Лагеревский краеведческий музей

Форма входа

Национальный герой башкирского народа Салават Юлаев в истории села Лагерево Салаватского района РБ

Имя легендарного батыра – предводителя восстания 1773-1775 г.г. занимает особое место в душе башкирского народа. Он давно стал духовным символом всей нации и республики. Интересно отметить, что даже там, где Салават не был, есть много мест, связанных с именем батыра, а уж в наших краях – на родине героя – где сам воздух пропитан духом Салавата, множество преданий рассказывают о жизни и борьбе славного сына земли Салаватской. Невзирая на строжайший запрет со стороны царских властей рассказывать предания, слагать и петь песни о Салавате, народ берег память о своем герое через века. Я родился в деревне Лагерево. Название моей малой родины прямым образом связано с Салаватом. Исходя из вышесказанного, я решил провести эту исследовательскую работу, ознакомиться только одной страничкой летописи моего края.
1. История происхождения названия с. Лагерево.
Во время Крестьянской войны 1773-1775 г.г. тырнаклинцы были в числе участников восстания. Нынешнее название деревни напрямую связано с событиями этих лет. В конце 1773- в начале 1774 года, Салават Юлаев возвращается в родные края для сбора войск в ряды восставших. Он прибывает в р. Ай и разбивает лагерь в непосредственной близости нынешнего местоположения деревни. Народ начинает стекаться в ряды батыра. Собрав войско, Салават направляется вниз по течению реки Ай в сторону Красноуфимска. Деревня после этих событий называется Лагерево. Естественно в отряде юного предводителя было много представителей нашего тырнаклинского рода. Участие в Крестьянской войне 1773-1775г.г. 184 башкир-тырнаклинцев под руководством юртового старшины Яуна Чувашбаева в сводном отряде С.Юлаева подтверждается историческими документами. Этот архивный документ называется «Ведомость Уфимской провинциальной канцелярии, присланная в Оренбургскую губернскую канцелярию, о нерусском населении Уфимской провинции, принимавшем участие в восстании». Здесь отмечается, что Сибирской дороги Тырнаклинской волости башкирских старшины Яуна Чювашева 184 человека. Таким образом, документы свидетельствуют факт участия наших предков в Крестьянской войне. Также в документах упоминаются имена 6 жителей д.Лагерево, которые участвовали в восстании и были допрошены в качестве свидетелей по делу С.Юлаева переводчиком Ф.Третьяковым. Филут Абдуллин, Унгар Кучкильдин, Алимгул Усманов, Тюлькубай Ишимов (Ишмухаметов), Габбас Гайсин, Муаш Абдуракаев - вот имена этих башкир. Вышеназванные башкиры при допросах показали следующее: «Салават и Юлай при грабеже Симскаго заводу крестьян и при убитии оных и при вызжении завода были начальниками, только при том Юлай смертного убивства не чинил». Дальнейшие исследования шежере рода дали возможность установить потомков этих людей. Филут Абдуллин является предком Шариповых. О нем и о его детях, судьбы которых самым непостижимым образом соединились с потомками Салавата, мы ещё скажем позже. Алимгул Усманов и его отец Усман Васкин переселились в д.Шаряково. Их дети и сегодня проживают там. Повстанец Тюлькубай Ишимов (Ишмухаметов) является предком Миндибаевых, Яныбаевых, Давлетбаевых, которые сегодня проживают в с.Лагерево. Потомки Муаша (Магаша)Абдуракаева и Габбаса Гайсина также живут в Лагерево. Только родословную Унгара Кучкильдина выяснить не удалось. Мы знаем, что до последнего момента рядом с Салаватом находились братья Ракай и Абдрашит Галеевы из д.Карапсаул нашего рода. Сегодня мы не можем указать точное местоположение этой деревни и проследить родословную Галеевых. Но сам факт, что именно они были самыми преданными соратниками героя, говорит о многом. В нашем селе издавна бытовало мнение, что мать Салавата Кунсылу была родом из Лагерево. Об этом в частности рассказывала Сулейманова Мугалима Ахметсафиновна, сестра доктора искусствоведческих наук, кавалера ордена Салавата Юлаева Рифа Сулейманова. Такой же точки зрения придерживается наш земляк, историк Радик Вахитов. В своей книге «Шежере Салавата» он приводит доказательства этого. В свою очередь нами были проведены исследования данного вопроса. В пользу версии, что мать Салавата была родом из нашего рода свидетельствует родовая тамга Сагыра Утяшева. Он поставил свою тамгу в протоколе допроса о 28 мая 1775 года. Его тамга точно такая же как у башкир родового подразделения «миместар» нашего села. Такая разновидность тамги нигде по северо-востоку не встречается. Конечно, эта тема требует дальнейшего изучения.
2. Лагеревский Салават Юлаев.
Да, вы не ослышались. Был у нас свой Салават. Правла родился он в 1814 году. В материалах 7 ревизии 1816 года и в родословной Тырнаклинского рода в деревне Лагерево зарегистрирован 2-летний Салават Юлаев. Многие годы по ошибке его принимали за нашего национального героя. У него было 2 сына –Шагимурат и Акбулат. Салават и его сыновья Акбулат и Шагимурат фигурируют в некоторых произведениях литературы и искусства. После восстания Екатерина II под страхом смерти запретила всякое упоминание имени Салавата. В истории и литературе принято считать, что в течение последующих 100 лет во всей Башкирии ни один мальчик не был наречен Салаватом. Единственным исключением стали Лагеревцы! В семье старшинского сына Юлая Алибаева родился мальчик. Его назвали Салаватом. И это случилось спустя 39 лет после указа императрицы. Сегодня в селе проживает семья Акбулатовых.
3. Яубатыр - дитё войны или потомки Салавата в Лагерево.
 В народной памяти жила одна легенда. Давно, во времена восстания Салавата пришел на свет один мальчик. Как раз в это время в деревне появились царские войска. Население вынуждено было спрятаться в Лагеревских болотах. Новорожденного мальчика оставили на краю болота, в зарослях кустарников, чтобы своим плачем не выдал место нахождения людей. Они смогли вернуться к этому месту только на третьи сутки. Все были уверены, что мальчика уже нет в живых. Каково же было их удивление, когда они увидели живого ребенка. Его назвали Яубатыром. Этот мальчик был сыном Филата (Филута) Абдуллина, одного из участников восстания. В ревизских документах 1811 и 1816 годов мы встречаемся с Яубатыром Филатовым. Все сходится, он 1774 года рождения. Вот таким образом, легенда стала реальностью. Это ещё не всё. Самое интересное было впереди. Правнучку Салавата Фархиямал Аллаярову выдают замуж за Мухаметшарипа Яубатырова, жителя деревни Лагерево, младшего сына Яубатыра. Таким образом, судьба ещё раз связывает Салавата с нашим селом. И это ещё не всё. Правнучка Мухаметшарипа и Фархиямал Зубаржат Шарипова выходит замуж за Энгеля Гатауллина, уроженца д.Юнус, потомка Салавата. В этой семье появились на свет Наркас и Ильяс. В их жилах течёт кровь Салавата и со стороны матери, и со стороны отца. Шариповы отличаются смелостью, здоровой долей упрямства, в то же время они артистичны, поэтичны. Не проявляется ли в них сквозь века натура нашего славного героя, бесстрашного воина и поэта-импровизатора?!
Заключение и выводы
 Мои односельчане вместе с другими народами стойко пережили все выпавшие на их долю войны, восстания, тяготы и лишения суровых лет. Все поколения башкир, живших в Лагерево в разные годы объединяет одно прекрасное качество- мои предки во все времена тянулись к знаниям, берегли родной язык, трепетно сохраняли родную культуру, передавали из поколения в поколение духовную культуру - ислам, дали миру ученых, писателей, артистов, журналистов и много других достойных людей различных профессий. Лагерево и её жители очень тесно связаны с Салаватом, поэтому мы трепетно относимся ко всему, что связано с его именем. Многие родители называют своих детей его именем. Сегодня в селе проживат два Салавата Юлаевича. В Лагеревской средней школе активно работает военно-патриотический клуб «Салават». Члены клуба два года подряд достойно представляли Салаватский район, да и весь северо-восток, в Республиканском фестивале военно-патриотических клубов.
В ходе исследовательской работы мы пришли к таким результатам:
1.Выявлено и доказано, что прежнее местоположение с. Лагерево было в местности Иске Йорт.
2.Прежнее название села – Васкино (от антропонима Васкын).
3.Васкын – историческая личность. Имя Васкына и его сына Гайсы (Асы) упоминается в связи с событиями башкирского восстания 1739-1740 г.г. под руководством Карасакала. Эта связь подтверждается историческими документами.
4.Была рассмотрена версия происхождения названия деревни Лагерево, связанная с именем Салавата.
5.По историческим документам установлено, что в Крестьянской войне 1773-1775 г.г. участвовали 184 тырнаклинца под руководством старшины Яуна Чувашева.
6. По историческим документам установлены имена шести лагеревцев-участников восстания и выявлены их потомки.
7.Изучен сборник «Башкирское войско в Польском походе (1771-1773)».
8.Получило дальнейшее развитие предположение Р.Вахитова, что мать Салавата родом из Лагерево.
9.Было установлено, что в Лагерево был свой Салават Юлаев.
10.На основе документов установлено родство с Салаватом семьи Шариповых.
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz