История села Лагерево
Д. Лагерево (от слова лагерь) в XVIII в. называлась Васик, Васкын, от антропонима. В конце века она называлась Лагерево и была самой большой из всех поселений тырнаклинцев. В 1795 г. она состояла из 29 дворов, где проживали 107 мужчин и 101 женщина. В 1816 г. было 162 мужчины и 149 женщин, в 1834 г.- 246 мужчин и 233 женщины, в 1859 г. - 388 мужчин и 386 женщин. В 1870 г. здесь насчитывалось 432 мужчины и 382 женщины. 566 мужчин и 655 женщин было в 1920 г. В последнем случае явное преобладание женщин над численностью мужчин свидетельствует о негативных последствиях гражданской войны в области демографии для башкир.
В 1816 г. среди жителей зафиксирован 2-летний Салават Юлаевич Алибаев. Юлаю было 28 лет. Дед Салавата, 65-летний Алибай Юлмухаметов служил тогда юртовым старшиной. В год открытия музея Салавата Юлаева в центре района Малоязе в одном из его залов посетителям показывали как достоверный документ родословную Салавата Юлаева, 1813/1814 года рождения. Несмотря на абсурдность и критику она экспонировалась годами. В этом селе тогда проживал бывший ахун 60-летний Яикбай Ишмухаметов. Среди жителей был и башкир Яубатыр с русской фамилией Филатов. Из 40 дворов в 10 зафиксированы полигамные семьи.
В д. Васкино и вокруг нее в 1735-1740 гг. разворачивались большие события. У повстанцев в д. Васкино «в доме асы Васкина (сына первопоселенца)... имелся башкирский збор человек со 100-а», где были и старшины Айлинской, Кудейской волостей. Старшина первой из них Чураш Келдышев присутствующим сказал, что «на башкирской народ от России доброго не имеетца», что собираются с повстанцев требовать штрафных лошадей и переписать всех по душам.
Деревня не оставалась в стороне от вооруженных выступлений народных масс и в 70-х годах XVIII в., и в 30-х годах XIX в. По многим моментам истории волости можно утвердительно сказать, что Лагерево было центром Тырнаклинской волости.
О хозяйственных возможностях селян говорят следующие факты. В 1842 г. на 565 человек было засеяно 170 четвертей озимого и 186 четверти ярового хлеба. Было посажено 15 четвертей картофеля.
А теперь обратим внимание на описание Лагерева по данным местного исследования в 1895 г. сотрудниками земского статистического комитета.
«Дер. Лагирева — на левом, на ровном берегу р. Ай, в северо-восточной части надела, в 90 верстах от уездного города, в 18 верстах от д. Верхние Киги - главного места сбыта сельскохозяйственных продуктов. Население: башкиры-вотчинники в числе 192 дворов и 381 ревизской души (по X ревизии 1859 г.). Пашня по склонам холмов, орошается реками: Ширяк, Кара-Елга, Сандуюрт, Каратамыкты, Сакулкуска. Почва - чернозем, по скатам - суглинок (500 дес). Полеводство безсистемное. Сеют: рожь, овес, полбу, гречу, ячмень, пшеницу. Пашут трех и четырехконными сабанами. В селении 5 молотилок, из которых две конные, с веялками - местного изделия, и сортировка. Огороды разводятся. Скотоводство хозяйственное; скот башкирской породы. Крупный и мелкий скот пасется в разных табунах по жнивью, залежи, по всему лесу. Выгон - частью по низине, но больше по гористой местности. Водопой в рр. Ай, Ширяк и Кара-Елга. Сенокос - преимущественно поемный, в равнинах по р. Ай, затопляется недели на 1,5-2, а иногда еще и летом; почва - песок. Уборка начинается с 5 июля. Часть лугов сдается в аренду. Лес в разных местах; но главная масса его по склону холма, на ЮЗ. от селения, по каменистой и песчаной почве; средней полноты насаждения; весь он взят казною под охрану; крестьяне его не рубят. Избы топят покупными дровами. Оброчные статьи: мельничное место (2 дес.) - сдано в аренду на 12 лет за ежегодную плату по 5 руб.; рыбные ловли в р. Ай - в аренду погодно за 20 руб., и базарная площадь (1 лес.)- в аренду за гоньбу лошадей или при переводе на деньги -за 120 руб. в год. В селении 1 общественная водная мельница и принадлежащая отдельным хозяевам - 2 мельницы, 4 бакалейных лавки и 1 кузница. Промыслы: возят руду на заводе, рубят дрова в курнях»
История села Лагерево
Наша деревня являлась основной деревней башкир рода Тырнаклы Айлинского племенного объединения. Помимо деревни Лагерево в род Тырнаклы относились следующие населенные пункты: Шаряк, Яун, Старо – Мухамет. Ново – Мухамет. Ибрай /Сонка/, Анзяк /Ельгилде/, Юкалекуль, Сагирово. Прежнее название деревни Васкын /Васкино/ происходит от имени человека, который основал деревню. Расположена она была в 3-х километрах севернее. Эту местность лагеревцы называют «Иске йорт» /Старый двор/. На этом месте растет одинокое многолетнее дерево. На карте первой половине 18 века, составленной немецкими картографами, деревня находилась там и называлась Васкын, а в документах времен Крестьянской войны 1773-1775 г.г. она упоминается под названием Лагерево. Современники – трактористы, работавшие на вспашке полей, говорили, что иногда вспахивали обуглившие останки бревен, золу. Куда девалось Васкино? Известно, что башкиры поднимались на восстания через каждые 10-15 лет, защищая свой особый статус асабалык, защищая свою религию и земли. Каратели, как только подавлялось восстание, в отместку сжигали целые деревни, казнили народ – участников восстания. Во время башкирских восстаний 1735-1740 г.г. Васкын находился в центре исторических событий. В документах того времени нередко упоминается наша деревня. Башкиры Сибирской дороги часто собирались в деревне Васкын и решали наболевшие проблемы. В одном из документов говорится, о том, что участники йыйына решили не допустить переписчиков населения. В 1739 году в соседней деревне Старо – Мухамет башкиры объявили ханом Миндигула Юлаева по прозвищу Карасакал. Карасакал со своими сторонниками переправились через реку Ай и вошли в нашу деревню, где их ожидало человек 200 противников. Пламенной речью Карасакал хану удалось их склонить в свою сторону. Народ горячо приветствовал Карасакала и в дальнейшем принимал самое активное участие в восстании. Тырнаклинская волость оказалась в центре восстания. Все способные носить оружие примкнули к хану. Такое каратели, впоследствии, простить не могли, и дотла были сожжена деревня Васкын. При въезде в деревню с юга с левой стороны дороги лежит большой камень – Оло таш. Это место напрямую связано с событиями тех лет. По дороге, рядом с которой лежит камень, в старину гнали каторжников в кандалах в Сибирь. Эту дорогу и сейчас называют «Дорога каторжников» или «Этапная». Однажды, во времена восстания Карасакала, арестанты на этом месте набросились на конвоиров, хотели убежать. Конвоиры многих из них перебили, выкопали большую яму и похоронили их, и раненых живых, и мертвых. Сверху придавили этим большим камнем. «Кровь текла рекой», - говорили в старину про эту трагическую историю на дороге. С тех пор это место считают «нехорошим», даже ночью, говорят, там слышны стон и плач людей, топот лошадей… Свидетелем многих кровавых восстаний является Гора Кустарь. Гора Кустартау находится восточнее деревни, на правом берегу реки Ай. Название происходит от русского слово «кустарь». В 1636 году правительство запретило башкирам содержать кузницы, изготавливать оружие и порох. Но башкиры, которые многократно поднимали восстания, тайком занимались запретным ремеслом. И одна из таких кузниц находилась на вершине этой горы, в густом лесу. Мастера народ прозвал Кустар –хазрет. Из этого видно, что он был не только мастером, но и грамотным, и, наверное, обучал других своему ремеслу. А гора с тех пор и называется Кустартау. /гора Кустарь/. До нынешнего времени мы находим наконечники боевых стрел того времени. Они хранятся в нашем музее. Во время Крестьянской войны 1773-1775 г.г. тырнаклинцы были в числе участников восстания. Одна из версий происхождения нынешнего названия деревни напрямую связано с событиями этих лет. Салават Юлаев после того, как вернулся из Оренбурга, приступил к сбору войска. С этой целью он приехал к окраине деревни и встал лагерем. Бросил призыв башкирам, чтобы они примкнули в ряды восставших. И начал стекаться народ к Салавату. После молодой полковник Салават двинулся вниз по реке Ай. По преданиям, после этого деревня стала называться Лагыр /Лагерь/. Исследователь Рашит Шакур в своей книге «Свидетельствуют имена» также придерживается этого мнения происхождения названия деревни Лагерево. Башкиры – тырнаклинцы встали под знамени Салавата и двинулись в Красноуфимск. Участие в Крестьянской войне 1773-1775г.г. 184 башкир-тырнаклинцев под руководством юртового старшины Яуна Чувашбаева в сводном отряде С.Юлаева подтверждается историческими документами. Также в документах упоминаются имена 6 жителей д.Лагерево, которые участвовали в восстании и были допрошены в качестве свидетелей по делу С.Юлаева переводчиком Ф.Третьяковым. Филут Абдуллин, Унгар Кучкильдин, Алимгул Усманов, Тюлькубай Ишимов (Ишмухаметов), Габбас Гайсин, Муаш (Магаш) Абдуракаев - вот имена этих башкир. После изучения шэжере выяснилось следующее: Филут Абдуллин приходится отцом Яубатыра Филатова (Филутова), о котором упоминает А.Асфандияров в своей книге «История сел и деревень Башкортостана». Очень интересна судьба этого Яубатыра. Он родился в 1774 году (это подтверждается материалами ревизии 1816 года) во время восстания. В народе бытует предание, что новорожденного мальчика родители оставили в лесу около болота, спасаясь от карателей. Когда вернулись через сутки, были уверены, что мальчик умер. Но, к счастью, он выжил. В честь этого события его нарекли именем Яубатыр (батыр-воин). Потомки Яубатыра сегодня проживают в селе. Вторая версия возникновения названия деревни совпадает с событиями, которые связаны с исследовательскими работами немецких ученые в середине 18 века на территории рода. Немецкие ученые изучали возможность строительства плотины, соединив г. Кустартау и г. Офейколак. Они работали в течение длительного времени и привезли с собой семьи, скот. Свой лагерь они разбили как раз на нынешней территории села. После сожжения Васкино люди переселились на место лагеря немецких ученых. До этого народ это место называл лагерь. По привычке новое селение стали называть Лагерь (Ла2ыр). В конце 60-х г.г. прошлого столетия археологической экспедицией под руководством Н.Г.Мажитова производились раскопки курганов южного кладбища села Лагерево. Находки, которые были найдены во время этих раскопок, ученые отнесли к 7 веку нашей эры. Обнаружены были оружие, украшения, детали конской упряжи, предметы быта. В музее археологии и этнографии создана отдельная экспозиция, посвященная Лагеревским курганам. Там выставлены находки этой экспедиции. Профессор Н.Г.Мажитов в своей книге «Тайны Южного Урала» пишет о Лагеревских курганах. Конечно, утверждать, что они и были нашими предками было бы не очень правильно. К тому же находки относятся к кипчакской культуре. Но этот факт доказывает, что территория с.Лагерево была заселена уже в те времена.