История Лагеревского сельского совета
Работа ученицы 8 класса Яндуриной Альфии
Руководитель:учитель истории Гарипова Р.Р.
Родилась я в Башкортостане,
И этим я всегда горжусь.
Любить его не перестану,
И этих чувств я не стыжусь.
Люблю леса, крутые горы,
Родные реки и поля,
И деревенские просторы,
Люблю тебя, земля моя…
Лагеревский сельский совет располагается в северо-восточной части Республики Башкортостан на территории Салаватского района. Сельсовет объединяет четыре населенных пункта: центральное, сельсоветообразующее село - Лагерево, деревни: Шаряк, Чебаркуль и Язги-Юрт.
Территория сельского совета с севера граничит с Кигинским районом и разделена рекой Ай. С востока по хребту Шаряк тауы до старинной дороги «Юка юлы» граничит с Лаклинским сельсоветом, с участка «Шаряк асты» по северным склонам гряды Шарякских гор – с Насибашевским сельсоветом, с запада протягиваются границы Турналинского сельсовета.
II. Историческое становление территории
Название села как Лагерево впервые упоминается после подавления крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева. На карте 1750 года, составленной немецкими картографами указывается деревушка под названием Васкино не в нынешнем местоположении села Лагерево, а на участке теперешнего «Иске йорт». Сохранились сведения трактористов, пахавших пашню в поле «Иске йорт»: были случаи, когда при вспашке обнаруживали обуглившиеся останки бревен, золу. Так куда же девалась деревушка Васкино?
Из истории мы знаем, что башкиры поднимались на восстание примерно каждые десять-пятнадцать лет, защищая свой особый статус, религию и т.д.
Так, Тырнаклинская волость оказалась в центре восстания Карахакала в 1740 году. Все население, способное носить оружие примкнуло к армии Карахакала. Деревушка Васкино оказалась той деревней, вблизи которой Карахакал одержал победу в первом же бою после объявления его ханом. Как правило, с подавлением восстания карателями жестоко казнились участники восстания, сжигались целые деревни. Такая же участь постигла башкирские деревни Васкино, Мухамет, Юкаликуль, Шаряк, Яун, Юнус, Сонка, Картавлы и многие другие – они были сожжены дотла.
Оставшаяся небольшая по численности часть жителей Васкино перебралась через реку Ай и обосновалась в деревне Ибрай, что располагалась рядом с деревней Сонка.
Жители деревни Шаряк переехали на новое место жительства и обосновали деревню Ямангильды. Впрочем, деревня Ямангильде просуществовала недолго- на это указывает известное не всем небольшое кладбище. Главной причиной исчезновения деревни Ямангильды следует считать изменение русла реки Ай, основного водного источника. С изменением русла Ай в месте, называемом нынче «Иске Ай», жители деревни Ямангильды отдалились от жизнеобеспечивающего водоисточника, остались фактически без проточной воды.
Переселенцев из деревни Васкино было мало, потому что жителей было немного. В те времена деревня в 12-15 дворов считалась относительно большой, в 5-7 дворов – средней, а 1-3 двора просто называлась «йорт». Наиболее известные и дошедшие до нас названия «Иске йорт», «Язгы йорт», «Санды йорт» говорят сами за себя.
Деревня Шаряк, наряду с деревнями: Яун, Старый Мухамет, Юкаликуль, является одной из старинных башкирских деревень в округе. Совершенно неправильно утверждение о том, что Шаряк в свое время обосновали люди, по каким-то причинам отделившиеся от Лагерево. Одно можно утверждать точно: Чебаркуль и Язги-Юрт действительно были основаны выходцами из деревни Лагерево. Это произошло в 1925-1926 годах.
По воспоминаниям старейшины сельского совета Хайрова Барваза Талиповича, существовала легенда, что основатель деревни Васкино (по-башкирски- В9ск9й) после поражения восстания Карахакала оставил наши края. С целью избежать царской немилости и замести следы, направился на север, где впоследствии основал центр нынешнего районного центра Аскинского района – село Аскино.
Население деревни Лагерево росло относительно быстро. Этому способствовали два немаловажных обстоятельства, Первое – наибольшее скопление башкир на территории, второе – военный лагерь, для тех времен благоприятно защищенный естественными преградами: с востока и северо-востока- рекой Ай, с юга и юго-запада - лесом и горами, с северо-запада -непроходимыми болотами. Дорог, в нынешнем понимании этого слова, в те времена не было, они были построены лишь в 1935 году.
В деревне Лагерево мирно сосуществовали несколько кланов, наиболее известные нам: Нимесляр- занимали срединную часть деревни и Хулымдар, занявшие северную и южную части. Легенда о происхождении клана Нимесляр гласит: для снятия местности на карту по Указу императора были приглашены картографы-немцы. На подсобных работах у них работало местное население, одного из них, крепкого и статного парня звали Ибрагим. Ибрагим (Ибрай) понравился дочери одного из картографов. Молодые полюбили друг друга и поженились. При этом Ибрай вынужден был принять христианство, стал носить на шее крест. Этого односельчане никак не могли простить Ибраю, впоследствии он как «кафыр» был прогнан из Лагерево. Прогнанный из родной деревни, Ибрагим (Ибрай) на высоком правом берегу Ай основал новую деревню, которая и сегодня называет Ибрай.
III. Годы коллективизации
К концу двадцатых годов прошлого столетия страна взяла курс на коллективизацию мелких крестьянских хозяйств.
На территории Лагеревского сельского совета образовались колхозы «Большевик», им. К.Маркса, Чебаркуль, им. Сталина, организатором которых являлся двадцатипятитысячник по фамилии Алтайский, к сожалению, ни его имя, ни отчество нам неизвестны, сам он впоследствии был репрессирован.
Председателями колхозов в разные годы были: колхоз им. К.Маркса- Галлямов Галимулла, Галин Рахимьян, Зайнуллин Ахуньян; колхоз «Чебаркуль» - Тарханов Ахтар; колхоз «Большевик» - Хамза; колхоз им. Сталина – Корнеев А.
В 1951 году колхозы «Большевик», им. К.Маркса и «Чебаркуль» объединились в один, которые в разные годы носил названия: колхоз им. Ленина, колхоз им. Маленкова, колхоз «Ай». Руководителем колхоза стал Яндурин Хатип Умутбаевич. В разные годы колхозом руководили: Ахметов, Вакилов Галимьян Вакилович, Хайров Газзал Талипович, Сулейманов Галикарий Сафинович.